На шаткой «платформе» бесконечной реформы…

Многолетние общегосударственные эксперименты в области ЖКХ продолжаются. Правительство РФ приняло постановление от 16 апреля 2013 г. № 344, которым внесены изменения в ранее принятые – от 23 мая 2006 г. № 306 и от 6 мая 2011 г. № 354 , касающиеся предоставления коммунальных услуг населению.
Главная задача, которая ставится уже несколько лет, – ускорить работу по экономии электроэнергии, газа, воды, тепла и других ресурсов, потребляемых в жилищном секторе страны. Поправок внесено много, но не меньше и недоумения у людей. Хотя этот документ готовился очень долго, создается впечатление, что его авторы оторваны от реальной жизни, иначе не действовали бы в угоду монополистам.
Поясню на примере. 34 пункт постановления, озаглавленный «Потребитель обязан», гласит, в частности, что мы с вами должны ежемесячно снимать показания индивидуальных приборов учета потребленных услуг и передавать их исполнителю не позднее 26 числа каждого месяца, кроме тех случаев, когда эту работу должен совершать исполнитель. Но эту работу в прежние годы выполняли исполнители. Теперь же, видимо, решили сэкономить на контролерах, переложив данную обязанность на потребителей услуг. Это неизбежно привело к хаосу, к увеличению реальных и «потолочных» потерь, а, следовательно к росту оплаты общедомовых нужд. Теперь эта формулировка перенесена в раздел «Права потребителя», но суть осталась та же.
Изменен срок контрольного снятия показаний индивидуальных приборов учета услуг – один раз в 6 месяцев. Тем, кто не сообщит показания счетчика, будет выставлен счет в расчете среднемесячного потребления ресурсов за 6 месяцев. Потом им придется долго доказывать свою правоту.
Жители многоквартирных домов «повязаны» одной цепью – общедомовыми приборами учета использованных услуг. Ведь если не полностью учтено квартирное потребление услуги, то разница показаний общедомового и квартирных счетчиков переходит в показатель ОДН, который пропорционально делится на площадь каждой квартиры. Это справедливо, если речь идет об отоплении дома. Но привязывать к площади квартиры использование электроэнергии, газа, воды при наличии квартирных счетчиков, при распределении показателя ОДН неправильно. Этот вопрос бурно обсуждался на всех уровнях. Но, к сожалению, безрезультатно. Тем временем, возмущение людей не прекращается. Кому-то это надо?
Апрельским постановлением Правительства РФ установлены новые правила игры. Регионы должны были до 1 июня т.г. разработать и утвердить нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, кроме отопления. Установлен усложненный порядок оплаты в случае сверхнормативного их потребления. В сокращенном виде это выглядит так:
  • 1. Размер потребленной услуги не выше нормы оплачивается пропорционально площади квартиры.
  • 2. Если ресурсов на ОДН использовано больше норматива, то общее собрание собственников квартир дома принимает решение, кто должен заплатить: сами жильцы дома или исполнитель услуг в лице правления ТСЖ, управляющей компании, ресурсоснабжающих организаций. Собрание жильцов дома может принять решение обязать ТСЖ или УК оплатить сверхнормативный расход услуг на ОДН.
Но если есть исполнитель – ресурсоснабжающая организация, то услуги, предоставленные на ОДН, оплачивают жильцы дома. В Моздоке все ресурсоснабжающие организации являются исполнителями услуг. Три управляющие кампании взяли на себя обязанность оплаты электроэнергии, использованной на ОДН в обслуживаемых ими домах. И что же? Все равно тратятся деньги жильцов, предназначенные на содержание общедомового имущества. Во всех случаях страдают жильцы того дома, где имеется сверхнормативный расход услуг. Поэтому «дремать» никому не приходится, общие проблемы, и решать должны сообща.
Разумеется, есть и положительные моменты в новом постановлении. Так, из общедомовых нужд исключена плата за водоотведение; количество воды, использованное для полива газонов и на другие нужды, за исключением канализационной системы, не входит в «водоотведение» (десятки лет потребовалось, чтобы эта простая истина дошла до монополистов). Отопление будет оплачиваться в целом за дом, с учетом площади квартир, подъездов и т.д.; квартирные счетчики на отопление ставить нерентабельно, поэтому будут ставить общедомовые там, где есть техническая возможность.
Или еще. Жителям предоставлено право актировать некачественную услугу без присутствия ее исполнителя, т.е. если тот не реагирует на вызов. Управляющим компаниям предоставлено право составлять акт о количестве незарегистрированных жильцов и пересчитывать квартплату. Но для этого нужен протокол об административном правонарушении, а это дополнительная головная боль.
Обращает на себя внимание формулировка в изменениях, внесенных в постановление: «при наличии технической возможности установки приборов учета». А вот есть ли при этом финансовая возможность для выполнения поставленной задачи у потребителей услуг, никого не интересует. Например, в Моздоке установка квартирного газового счетчика стоит 7500 руб., его поверка – 2500 руб. Общедомовые же приборы учета стоят по несколько сотен тысяч руб. Доступные цены лишь на квартирные электросчетчики и водомеры, поэтому мы смогли оснастить ими все квартиры нашего дома, а газовыми – лишь 20%. Около 40% собственников квартир – пожилые пенсионеры. Разве им это осилить?
Полагаю, что надо заставить монополистов раскошелиться, ведь приборы учета нужны, в первую очередь, им самим.
В ноябре 2009 г. был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому четко были расписаны обязанности ресурсоснабжающих организаций. Теперь же основной груз переложили на собственников квартир, ТСЖ и УК. Но возможности у всех разные! Есть малоквартирные дома с маленьким сбором денежных средств. А есть дома, состоящие из сотен квартир, аккумулирующие солидную сумму для общедомовых нужд. Надо ли ставить и тех, и других в равные условия? У одних – карманы с большими дырками, хорошо еще, что худо – бедно справляются с уборкой подъездов и двора. А требования ко всем одинаковые: «вынь, да положь».
И еще об одном изменении, внесенном в постановление. Оно гласит о направлении средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, «на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». Но где гарантия, что эти деньги не разворуют, как и многое другое?!
Страна наша огромная, десятки субъектов Федерации, с разным уровнем экономического развития, многократной разницей в заработной плате, в средствах на существование. Экономически сильные регионы находят выход из тупиковой ситуации: снижают цены на коммунальные услуги, оказывают материальную поддержку малоимущим, пенсионерам, инвалидам, устанавливают индивидуальные и общедомовые счетчики, проводят. И все за счет своих бюджетов или на условиях софинансирования с собственниками квартир, а в отдельных случаях – бесплатно. Почему бы этот опыт не изучить, взяв на вооружение?
Ведь только общими силами можно решить очень важную и не менее сложную задачу – бережно расходовать энергетические ресурсы на нужды ЖКХ. Надо помнить, что не только сверхнормативные, но и нормативные услуги ЖКХ стоят дорого.

Автор: А. АЙРОПЕТЬЯНЦ, ВЕТЕРАН ТРУДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТСЖ, г. МОЗДОК.
газета "Северная-Осетия"

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Покорми рыбок

Погода в регионе

Кто на сайте

Сейчас 45 гостей онлайн

Защита и статистика

Этот сайт защищен «Site Guard»

Яндекс.Метрика

Комментарии