- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 декабря 2018 г. № 51876-ОО/04
- СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖКХ
- Федеральный закон от 23.11. 2009 № 261-ФЗ
- Письмо Федеральной налоговой службы от 09.08.2010 № ШС-37-3/8663@
- Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ
Новые Правила предоставления коммунальных услуг. Статья в журнале Реформа ЖКХ.
Стариков В.В., генеральный директор Некоммерческого партнерства управляющих организаций многоквартирными домами и иными видами жилой недвижимости «Вектор», член Экспертного Совета по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены новые правила предоставления коммунальных услуг (от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - далее Правила 354). |
Правила 354 вступят в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу изменений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила 354 вносят целый ряд существенных изменений в уже сложившиеся отношения в сфере предоставления коммунальных услуг, а именно:
1. Расширен и уточнен понятийный аппарат (пункт 2 Правил):
а) даны определения понятиям, широко используемым, но не имеющим определений в Жилищном кодексе Российской Федерации и в иных актах, изданных во исполнение Жилищного кодекса, таким как: «нежилое помещение в многоквартирном доме», «степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома», «централизованные сети инженерно-технического обеспечения», «внутриквартирное оборудование», «домовладение», «комнатный прибор учета электрической энергии»;
б) ряд понятий уточнены и дополнены, такие как: «ресурсоснабжающая организация», «коммунальные ресурсы», «распределитель», «индивидуальный прибор учета», «коммунальные услуги», «исполнитель», «потребитель»;
в) исключены понятия, уже определенные Жилищным кодексом Российской Федерации: «жилое помещение», «управляющая организация», а так же такие понятия как: «уполномоченные органы» «коммунальные услуги надлежащего качества».
- Даны четкие определения каждого вида коммунальных услуг (часть 4 раздела II «Условия предоставления коммунальных услуг»).
- Урегулирован вопрос, порождающий много споров и неоднозначных решений - распределение общедомовых расходов коммунальных ресурсов при отсутствии в доме коллективных (общедомовых) приборов учета. Согласно Правилам 354 каждый потребитель будет оплачивать раздельно объем коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение и объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (п.п.70, 71 Правил 354).
До вступления в силу Правил 354 объем коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, по-прежнему учитывается в составе нормативов потребления коммунальных услуг (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 - далее Правила 306).
После внесения изменений в Правила 306, из норматива потребления коммунальных услуг будет исключен объем коммунальных ресурсов, расходуемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и объем нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов. Кроме того, будет определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и поря док установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка надворных построек.
- Предусмотрены меры, направленные на повышение дисциплинированности потребителей коммунальных услуг. Срок, по истечении которого потребителю, имеющему задолженность по оплате коммунальных услуг, может быть ограничено (приостановлено предоставление коммунальных услуг. сокращен с 6-ти (п.80 «а» Правил 307) до 3-х месячных (п.1 Правил 354) размеров платы, определенных исходя из тарифа и норматива, вне зависимости от наличия индивидуального прибора учета. При этом, вне зависимости от того, за какую именно коммунальную услугу произошла задолженность, управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) имеет право приостановить (ограничить) предоставление любой коммунальной услуги, за исключением отопления и холодного водоснабжения (п. 119 «в»).
- Наконец решен вопрос, вызывающий недоумение потребителей и порождающий их недоверие управляющим организациям (исполнителям коммунальных услуг) в ежегодной корректировке размера платы за отопление (п. 20 «г», подп.З п.2 и подп.З п.З npиложения 2 Правил 307).
Правила 354 вменяют в обязанность управляющим организациям (исполнителям коммунальных услуг) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета снимать показания такого прибора учета ежемесячно, данные, учета заносить в журнал учета, и в течение 3-х лет сохранять эти данные, предоставляя сведения о них каждому обратившемуся потребителю (п. 31 «е» Правил 354). Таким образом, каждый потребитель будет платить только за фактически потребленное тепло (в том числе и на общедомовые нужды) и только за период оказания услуги отопления (отопительный сезон).
6. Сделан существенный шаг в сторону становления цивилизованного уровня отношений в сфере предоставления коммунальных услуг. Согласно Правилам 354 (п. 31 «д») управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) при обращении к ней потребителя по вопросу правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги обязана произвести проверку исчисления размера платы непосредственно при обращении и сразу же выдать по ее результатам документ (который по просьбе потребителя должен быть подписан руководителем и заверен печатью управляющей организации - исполнителем коммунальных услуг). Действующие Правила 307 (п.49 «р») обязывают управляющую организацию выдавать документ, подтверждающий правильность исчисления размера платы за коммунальные услуги не позднее 3-х дней. При этом понятие «документ» может трактоваться в любом значении и, как правило, это только материальный источник информации, без правового значения. Правила 354 делают попытку придать правовое значение (пока только по просьбе потребителя) понятию «документ», как письменному акту, удостоверяющему факт, имеющий правовое значение, надлежаще составленный и содержащий необходимые реквизиты (подпись, печать).
7. Усовершенствованы положения о порядке перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей (п.п. 86-97 Правил 354):
а) внесена ясность относительно перерасчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, согласно п. 88 данная плата не подлежит перерасчету;
б) определен порядок перерасчета при применении двухставочных тарифов (п.89 Правил 354);
в) расширен перечень оснований для перерасчета размера платы (пребывание в учебном заведении, за границей, на дачном участке - п.93 «ж», «з», «и»);
г) усилено правовое значение доказательств, подтверждающих факт временного отсутствия и его продолжительность (документы, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации, заверены печатью, иметь регистрационный номер и дату выдачи, должны быть составлены на русском языке, если на иностранном - должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык - п.94 Правил 354).
8. Потребителям предоставляется право вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Внесение платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п.64 Правил 354).
Данное положение правил, скорее всего, свидетельствует о сильном лобби ресурсоснабжающих организаций. Какого либо правового обоснования названному положению нет и, по-видимому, нас ожидает многочисленная судебная практика по вопросу реализации этого небесспорного положения новых правил.
9. Расширен перечень мероприятий по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома мероприятиями по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп; проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа (подп. «д»(1), «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. пост. Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).
10. Потребителей коммунальных услуг ожидает дополнительная статья расходов. С целью энергосбережения и повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, собственникам помещений предоставляется право заказа энергосервисной услуги. Энергосервисный договор заключается с управляющей организацией (отдельно от договора управления), сресурсоснабжающей или с иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги (п.38(2) - 38(5) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. пост. Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).
11. Владельцам нежилых помещений в многоквартирных домах предоставлено.право заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) - абз.4 п.88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. №530.
Резюме: Рассмотрев основные новеллы в сфере предоставления коммунальных услуг, хотелось бы с позиций профессионального сообщества управляющих многоквартирными домами, заметить, что, как ныне действующие, так и новые правила предоставления коммунальных услуг регламентируют в первую очередь, деятельность управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг. И, казалось бы, именно эти организации и их профессиональные сообщества должны были бы быть основными фигурантами, отстаивающими интересы своих членов при разработке и обсуждении проекта Правил 354. Однако основные положения правил свидетельствуют, прежде всего, о профессиональном интересе и непосредственном участии в создании новой редакции правил профессиональных сообществ ресурсоснабжающих организаций, их сильном лобби. Напрашивается вопрос, чем в это время занимались профессиональные сообщества управляющих многоквартирными домами (СРО, некоммерческие организации, НОСО УН)? Ведь основной задачей данных объединений является, прежде всего, совершенствование правовой базы, ликвидация противоречий в законодательстве, сдерживающих развитие предпринимательства в сфере управления многоквартирными домами. Игнорирование этой основной задачи и привело к тому, что новые правила решили проблемы всех, кроме основных их исполнителей - управляющих организаций, У управляющих многоквартирными домами по-прежнему нет ни стимулов, ни мотиваций для экономии коммунальных ресурсов для повышения конкурентоспособности, для участия в становлении цивилизованного рынка управления жилой недвижимостью.
Alternative flash content
To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.
Alternative flash content
To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.