Новые Правила предоставления коммунальных услуг. Статья в журнале Реформа ЖКХ

Новые Правила предоставления коммунальных услуг. Статья в журнале Реформа ЖКХ.

Стариков В.В., генеральный директор Некоммерческого партнерства управляющих организаций многоквартирными домами и иными видами жилой недвижимости «Вектор», член Экспертного Совета по жилищно-коммунальному хозяйству при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверж­дены новые правила предоставления коммунальных услуг (от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собствен­никам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» - далее Правила 354).

 

 

Правила 354 вступят в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу изменений Пра­вил установления и определения нормативов потребления комму­нальных услуг.

Правила 354 вносят целый ряд существенных изменений в уже сложившиеся отношения в сфере предоставления коммунальных ус­луг, а именно:

1. Расширен и уточнен поня­тийный аппарат (пункт 2 Правил):

а) даны определения понятиям, широко используемым, но не имеющим определений в Жилищном кодексе Российской Федерации и в иных актах, изданных во исполнение Жилищного кодекса, таким как: «нежилое помещение в многоквар­тирном доме», «степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома», «централизо­ванные сети инженерно-технического обеспечения», «внутриквартирное оборудование», «домовла­дение», «комнатный прибор учета электрической энергии»;

б) ряд понятий уточнены и до­полнены, такие как: «ресурсоснабжающая организация», «коммунальные ресурсы», «распредели­тель», «индивидуальный прибор учета», «коммунальные услуги», «исполнитель», «потребитель»;

в) исключены понятия, уже опре­деленные Жилищным кодексом Российской Федерации: «жилое помещение», «управляющая организация», а так же такие понятия как: «уполномоченные органы» «коммунальные услуги надлежащего качества».

  1. Даны четкие определения каждого вида коммунальных услуг (часть 4 раздела II «Условия предоставления коммунальных услуг»).
  2. Урегулирован вопрос, порождающий много споров и неоднозначных решений - распределение общедомовых расходов коммунальных ресурсов при отсутствии в доме коллективных (общедомовых) приборов учета. Соглас­но Правилам 354 каждый потребитель будет оплачивать раздельно объем коммунальной услуги, пре­доставленной в жилое помещение и объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (п.п.70, 71 Правил 354).

До вступления в силу Правил 354 объем коммунальных ресур­сов, потребленных на общедомо­вые нужды, по-прежнему учитывается в составе нормативов потреб­ления коммунальных услуг (Прави­ла установления и определения нормативов потребления комму­нальных услуг, утвержденные по­становлением Правительства Рос­сийской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 - далее Правила 306).

После внесения изменений в Правила 306, из норматива потреб­ления коммунальных услуг будет исключен объем коммунальных ресур­сов, расходуемых для содержания общего имущества многоквартирно­го дома, и объем нормативных тех­нологических потерь коммунальных ресурсов. Кроме того, будет опреде­лен порядок установления нормати­вов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и поря док установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка надворных построек.

  1. Предусмотрены меры, направленные на повышение дисциплинированности потребителей коммунальных услуг. Срок, по истечении которого потребителю, имеющему задолженность по оплате коммунальных услуг, может быть ограничено (приостановлено предоставление коммунальных услуг. сокращен с 6-ти (п.80 «а» Правил 307)  до 3-х месячных (п.1 Правил 354) размеров платы, определенных исходя из тарифа и норматива, вне зависимости от наличия индивидуального прибора учета. При этом, вне зависимости от того, за какую именно коммунальную услугу произошла задолженность, управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) имеет право приостановить (ограничить) предоставление любой коммунальной услуги, за исключением отопления и холодного водоснабжения (п. 119 «в»).
  2. Наконец решен вопрос, вызывающий недоумение потребителей и порождающий их недоверие управляющим организациям (исполнителям коммунальных услуг) в ежегодной корректировке размера платы за отопление (п. 20 «г», подп.З п.2 и подп.З п.З npиложения 2 Правил 307).

Правила 354 вменяют в обязанность управляющим организациям (исполнителям коммунальных ус­луг) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета снимать показания такого прибора учета ежемесячно, данные, учета заносить в журнал учета, и в тече­ние 3-х лет сохранять эти данные, предоставляя сведения о них каж­дому обратившемуся потребителю (п. 31 «е» Правил 354). Таким обра­зом, каждый потребитель будет платить только за фактически по­требленное тепло (в том числе и на общедомовые нужды) и только за период оказания услуги отопления (отопительный сезон).

6. Сделан существенный шаг в сторону становления цивили­зованного уровня отношений в сфере предоставления комму­нальных услуг. Согласно Прави­лам 354 (п. 31 «д») управляющая организация (исполнитель комму­нальных услуг) при обращении к ней потребителя по вопросу пра­вильности исчисления размера платы за коммунальные услуги обя­зана произвести проверку исчис­ления размера платы непосред­ственно при обращении и сразу же выдать по ее результатам документ (который по просьбе потребителя должен быть подписан руководите­лем и заверен печатью управляющей организации - исполнителем коммунальных услуг). Действую­щие Правила 307 (п.49 «р») обязы­вают управляющую организацию выдавать документ, подтверждаю­щий правильность исчисления раз­мера платы за коммунальные услу­ги не позднее 3-х дней. При этом понятие «документ» может тракто­ваться в любом значении и, как правило, это только материальный источник информации, без право­вого значения. Правила 354 дела­ют попытку придать правовое зна­чение (пока только по просьбе по­требителя) понятию «документ», как письменному акту, удостоверя­ющему факт, имеющий правовое значение, надлежаще составлен­ный и содержащий необходимые реквизиты (подпись, печать).

7.  Усовершенствованы поло­жения о порядке перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за пе­риод временного отсутствия по­требителей (п.п. 86-97 Правил 354):

а) внесена ясность относи­тельно перерасчета размера пла­ты за коммунальные услуги на общедомовые нужды, согласно п. 88 данная плата не подлежит пере­расчету;

б) определен порядок перерас­чета при применении двухставочных тарифов (п.89 Правил 354);

в) расширен перечень основа­ний для перерасчета размера пла­ты (пребывание в учебном заведе­нии, за границей, на дачном участ­ке - п.93 «ж», «з», «и»);

г)  усилено правовое значение доказательств, подтверждающих факт временного отсутствия и его продолжительность (документы, должны быть подписаны уполномо­ченным лицом выдавшей их орга­низации, заверены печатью, иметь регистрационный номер и дату вы­дачи, должны быть составлены на русском языке, если на иностран­ном - должны быть легализованы в установленном порядке и переве­дены на русский язык - п.94 Пра­вил 354).

8.   Потребителям предостав­ляется право вносить плату за коммунальные услуги непосред­ственно в ресурсоснабжающую организацию. Внесение платы за коммунальные услуги непосред­ственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по вне­сению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед ис­полнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление ком­мунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребите­лям в осуществлении платежа не­посредственно ресурсоснабжающей организации либо действую­щему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежно­му агенту (п.64 Правил 354).

Данное положение правил, ско­рее всего, свидетельствует о силь­ном лобби ресурсоснабжающих организаций. Какого либо правово­го обоснования названному поло­жению нет и, по-видимому, нас ожидает многочисленная судебная практика по вопросу реализации этого небесспорного положения новых правил.

9.   Расширен перечень мероп­риятий по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома мероприятиями по организации мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп; проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) при­боров учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа (подп. «д»(1), «и», «к» пункта 11 Правил со­держания общего имущества в многоквартирном доме (утв. пост. Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).

10.   Потребителей коммуналь­ных услуг ожидает дополнитель­ная статья расходов. С целью энергосбережения и повышения эффективности потребления ком­мунальных ресурсов при использо­вании общего имущества, соб­ственникам помещений предостав­ляется право заказа энергосервисной услуги. Энергосервисный дого­вор заключается с управляющей организацией (отдельно от догово­ра управления), сресурсоснабжающей или с иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги (п.38(2) - 38(5) Правил содержания общего имущества в многоквартир­ном доме (утв. пост. Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491).

11.   Владельцам нежилых по­мещений в многоквартирных до­мах предоставлено.право зак­лючения договора энергоснаб­жения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) - абз.4 п.88 Основных положений функционирования розничных рын­ков электрической энергии, утвер­жденных постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 31.08.2006 г. №530.

Резюме: Рассмотрев основные новеллы в сфере предоставления коммунальных услуг, хотелось бы с позиций профессионального сооб­щества управляющих многоквар­тирными домами, заметить, что, как ныне действующие, так и новые правила предоставления комму­нальных услуг регламентируют в первую очередь, деятельность уп­равляющих организаций - испол­нителей коммунальных услуг. И, казалось бы, именно эти организации и их профессиональные сообщества должны были бы быть основными фигурантами, отстаивающими интересы своих членов при разработке и обсуждении проекта Правил 354. Однако основные по­ложения правил свидетельствуют, прежде всего, о профессиональ­ном интересе и непосредственном участии в создании новой редакции правил профессиональных сооб­ществ ресурсоснабжающих орга­низаций, их сильном лобби. Напра­шивается вопрос, чем в это время занимались профессиональные сообщества управляющих много­квартирными домами (СРО, неком­мерческие организации, НОСО УН)? Ведь основной задачей данных объединений является, преж­де всего, совершенствование пра­вовой базы, ликвидация противо­речий в законодательстве, сдержи­вающих развитие предпринима­тельства в сфере управления мно­гоквартирными домами. Игнориро­вание этой основной задачи и при­вело к тому, что новые правила ре­шили проблемы всех, кроме основных их исполнителей - управляю­щих организаций, У управляющих многоквартирными домами по-прежнему нет ни стимулов, ни мо­тиваций для экономии коммуналь­ных ресурсов для повышения кон­курентоспособности, для участия в становлении цивилизованного рынка управления жилой недвижи­мостью.

Журнал Реформа ЖКХ № 4 за 2011 г.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Покорми рыбок

Погода в регионе

Защита и статистика

Этот сайт защищен «Site Guard»

Яндекс.Метрика