Новые правила предоставления комунальных услуг гражданам

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ:
Статья в журнале Законодательные и нормативные документы в ЖКХ
(сентябрь 2009 г.)

В настоящее время в Министерстве регионального развития Российской Федерации идет активная подготовка новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — «Правила»). Принято решение не вносить изменения в действующие правила, а подготовить новые. Предполагается, что этот ключевой документ для сферы ЖКХ должен быть утвержден министерством до окончания текущего года на основании полномочий, «спущенных» федеральным органам исполнительной власти (включая и Минрегион) Правительством в конце 2008 года (постановление от 29.12.2008 года № 1052 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»1).
Чем вызвана необходимость изменения Правил?

Действующий документ, утвержденный чуть более трех лет назад постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 3072, сразу стал объектом активной судебной практики, а также широкой критики не только в силу своей актуальности.
Лишь Верховным Судом Российской Федерации в разное время было рассмотрено 15 заявлений о признании недействующими полностью или частично более 20 пунктов Правил3, а Минрегионом дано около двух десятков официальных писем-разъяснений4.
Что же по существу вызывает наибольшее количество критических вопросов у специалистов в данном документе?
В первую очередь, искусственная правовая схема, регулирующая правоотношения между потребителем и организациями, оказывающими услуги ЖКХ, а также результаты ее применения на практике. По этой схеме ресурсоснабжающая организация на основании договора купли-продажи продает коммунальные ресурсы исполнителю (в большинстве случаев по выбранному способу управления — управляющей организации). Исполнитель, в свою очередь, заключает с потребителем отдельный договор на предоставление коммунальных услуг. Предметом этого договора являются якобы коммунальные ресурсы, а также деятельность по обслуживанию внутридомовых сетей и оборудования, через которые осуществляется их подача. Вследствие этого у управляющей организации возникают обязательства перед потребителями по бесперебойному предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества и в необходимых объемах по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций. В результате платежи от потребителей за коммунальные услуги должны являться доходом исполнителя, с которого необходимо платить налоги, но нельзя получить прибыль. Управляющие организации при этом несут ответственность за долги граждан и должны оплачивать ресурсоснабжающим организациям весь объем потребленных коммунальных услуг независимо от их фактической оплаты. В результате свои риски в виде издержек и убытков, вытекающих из применения данной правовой схемы, управляющая организация в добровольно-принудительном порядке вынуждена закладывать в платеж за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, который не имеет никакого отношения к коммунальным платежам. По жилищному законодательству размер платежа за содержание и ремонт в принципе должен определяться самими собственниками или в конкретных случаях органом местного самоуправления. Но ввиду его многокомпонентной структуры (включающей и расходы по управлению), отсутствия официальной методики расчета, платеж потенциально является источником покрытия убытков, возникающих из-за применения указанной надуманной правовой схемы. Следовательно, финансовые риски перекладываются по цепочке: ресурсоснабжающая организация — управляющая организация — потребитель, что явно не согласуется с первой частью преамбулы «в целях зашиты прав потребителей...» постановления Правительства, утвердившего Правила.
Кроме того, Правила прямо не предусматривают ответственность ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунальных услуг гражданам. Попытка найти выход из этой ситуации по аналогии — через распространение норм Правил на правоотношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями, по меньшей мере, спорна, так как поставщики коммунальных услуг, прежде всего, руководствуются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Действующие Правила не стимулируют развитие жилищного самоуправления, приводят к росту задолженности перед ресурсоснабжающими. организациями, усилению социальной напряженности в муниципальных образованиях.
Практический опыт применения Правил показывает, что необходимо закладывать более гибкие и сбалансированные подходы к регулированию правоотношений между всеми сторонами (потребитель — исполнитель — ресурсоснабжающая орга¬низация) в сфере ЖКХ. Нормы гражданского законодательства о применении договора об энергоснабжении к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии и водой через присоединенную сеть не должны игнорироваться Правилами. Последние как раз и имеют цель конкретизировать эти публичные договоры для обязательного практического применения с учетом особенностей предоставления коммунальных услуг. Это позволит в будущем пойти дальше — утвердить типовые договоры в сфере ЖКХ, содержащие обязательные для указанных сторон условия при заключении и исполнении публичных договоров.
Предварительное знакомство с последними редакциями новых Правил показало, что в целом имеется здравый подход к решению названных проблем, но документ неоправданно усложняется. Хотелось бы надеяться на улучшение его качества, а также возможность более широкого обсуждения (например, на сайте Министерства регионального развития). В связи с Законом «О защите прав потребителей» (пункт 2 статьи 1), который содержит прямой запрет на поручения федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, возникают вопросы по правомерности реализации Минрегионом (полученного от Правительства РФ) полномочия по утверждению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В заключение стоит добавить, что параллельно Минрегионом начата подготовка к внесению изменений в Правила установления и определения нормативов потреб¬ления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 3065), которые на основании статьи 157 Жилищного кодекса РФ имеют прямое отношение к объему оказанных услуг (в случае отсутствия приборов учета) и размеру платы за них. Основное нововведение — из состава нормативов потребления выделяются нормативы потребления коммунальных услуг, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Главный релактор М.Е. ПУШКИН

1 См. информационный бюллетень № 2 (153) за 2009 год
2 См. информационный бюллетень №> 7 (122) за 2006 г.
' См. раздел «Судебная практика» информационного бюллетеня № 4 за 2007 год, №№ 1, 6, 8, 12 за 2008 год, М» 1-5 . 2009 год. Последнее определение Верховного Суда РФ по этому вопросу публикуется в настоящем номере. 4 См. информационные бюллетени №№ 5-8, 10 за 2007 год, №№ 1,5, 11 за 2008 год. № 9 за 2009 год.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Покорми рыбок

Погода в регионе

Защита и статистика

Этот сайт защищен «Site Guard»

Яндекс.Метрика