Обсуждаем Закон "ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ..."

В «Российской газете» (2009, № 226) опубликован новый Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон состоит из десяти глав, пятидесяти статей, содержит более 100 страниц машинописного текста.

Данный ФЗ принципиально отличается от предыдущего закона от 1996 года, даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Этот нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, а также и воды, в рамках систем централизованного снабжения.

Принципиальное отличие настоящего ФЗ, что сфера его действия применяется и «… к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики и т. д.».
Треть текста ФЗ посвящена внесению изменений в самые различные, ранее принятые законодательные акты. Следовательно, наконец, теперь слова: энергосбережение, энергоэффективность будут внесены в Налоговый, Бюджетный кодексы, многие другие законы.
По мере того, как закон начнет работать, то практически у всех нас появится масса обязанностей, начиная от выбора лампочек до введения для домов, юридических, физических лиц новой характеристики – степень (класс) его энергетической эффективности.
Особенно подробно прописаны «инструменты», обязывающие сберегать в Госсекторе, да и в муниципальных структурах. Например:

1. Бюджетные организации должны ближайшие 5 лет ежегодно снижать энергетические расходы на 3 % от уровня 2009 г. Это требование закона правительство РФ уже оформило в виде постановления о ежегодном снижении бюджетных энергозатрат в рублях госучереждениями. Здесь не все так однозначно. Всех уравняли. А если кто-то уже оптимизировал свои энергозатраты? Энергетическая себестоимость в рублях – это не самый лучший измеритель.

2. Запрещено приобретать любые лампы накаливания, начиная с 01.01.2011.

3. Уже с 01.08.2010 г. все бюджетные учреждения, госкомпании, регион, муниципалитеты и т. п. должны разработать программы по энергосбережению.

4. В награду, за бюджетной организацией сохраняются сэкономленные средства, и появляется возможность их перераспределения «на фонд оплаты труда». О необходимости введения данной процедуры разговоры ведутся уже три пятилетки.
Новые обязанности и права введены для многих, начиная от населения (граждан), кончая регулируемыми организациями (субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса). Обязанностей очень много. Приведем некоторые, на наш взгляд, «революционные».

1. Поставка тепловой энергии на основании долгосрочных (на срок более одного года) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью), заключенных в установленном Правительством РФ порядке между потребителями тепловой энергии и производствителями тепловой энергии, по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование цен (тарифов) в отношении объема тепловой энергии (мощности), продажа которой осуществляется по таким договорам, не проводится.

2. Предоставление гражданам рассрочки и бюджетных субсидий на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

3. Новая схема организации энергетических обследований. Так, вводятся «саморегулируемые» некоммерческие организации.

4. Создание государственной информационной системы по энергосбережению.

5. Прописаны противоречивые требования по энергоэффективности к зданиям и т. д.

6. Предлагается внести изменения в отчетные формы юридических лиц.

Можно еще долго перечислять многочисленные нововведения, но лучше самому их изучить в тексте ФЗ и начинать хотя бы морально готовиться к их исполнению.

Позволим себе высказать некоторые замечания по поводу данного законодательного акта. Точнее мнение, по поводу того, что, на наш взгляд, не удалось довести до конца разработчикам в данной версии ФЗ.

Этот ФЗ – есть главный итог реализации Указа № 889 и решений Госсовета в Архангельске. Основная идея в них – «достижение заданных показателей энергоэффективности», то снижение энергоемкости ВВП на 40 % к 2020 г.

В этом ФЗ практически нет механизма, как это будет обеспечиваться в целом по регионам и тем более по стране.

Все, что нашел в ФЗ – это:

1. «в состав показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и энергетической эффективности», ст. 14, п. 1. Как их рассчитывать – непонятно?

2. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, статья 14, п. 5.
Утвердят регионы показатели энергосбережения – общие и целевые. А если они будут разные? А методика определения этих показателей? Ее официально нет. В основе любой методики лежит топливно-энергетический баланс. Его в РФ никто не считает. Если считают, то каждый по-своему. Здесь наблюдается, какая-то недосказанность. Если говорить о территориях, то следовало узаконить, хотя бы один измеритель – энергоемкость ВВП (для страны), ВРП (для регионов), ВТП (для территорий). Это не поздно сделать и в виде подзаконного акта.
Еще одна идея, которая прозвучала на Госсовете, «создать условия, чтобы бизнес занимался проблемами энергоэффективности». Здесь тоже неконкретно. В законе на эту тему не нашел даже одной статьи.

В законе много говорится об энергоэффективности вводимых объектов. Итог этих нововведений: «Энергетический паспорт на здание, строение, сооружение, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, может составляться на основании проектной документами», ст. 15, п.9. То есть, без учета результатов выполнения проекта?

Указ Президента РФ № 889 рассматривает проблему эффективности российской экономики комплексно в виде энергетической и экологической составляющей. Считаю, что в законе это никак не отражено.

Заключение
В законе подробно прописано много конкретных направлений и мер по решению проблемы энергоэффективности. Но как это делать методически на уровне регионов, отраслей, особенно в части определения состава и динамики показателей эффективности, интегрированных по уровням управления, механизма нет.
Возникают опасения, что повышать энергоэффективность по принципиально новому закону будут при отсутствии необходимой методической базы и универсальных измерителей.

От редактора: Яков Митрофанович Щелоков - доцент, канд. техн. наук, технический директор эксперементально-производственного предприятия «Новатор», в прошлом - директор ГБУ СО "Институт энергосбережения".
Контакты: (343) 365 79 78 (д), 8-912 667 80 51
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Я.М.Щёлоков - автор учебно-методического издания "Энергетический анализ хозяйственной деятельности", где раскрыты методические особенности определения и анализа показателей энергосбережения и повышения энегетической эффективности. Заказать книгу можно по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

В соответствии со статьей 14 Закона №261-ФЗ, «в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности", что делает поднятую в издании тему особенно актуальной.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Покорми рыбок

Погода в регионе

Защита и статистика

Этот сайт защищен «Site Guard»

Яндекс.Метрика

Комментарии