ЖКХ: КАК РАЗОРВАТЬ ЗАМКНУТЫЙ КРУГ?

Не иссякает поток жалоб и заявлений граждан на жилищно-коммунальные службы в средства массовой информации, рассматриваемые иными в качестве альтернативных «аварийно-диспетчерских служб». Почему так происходит? Ответов может быть сколько угодно. Все зависит от уровня чиновника, которому адресован вопрос

Чем выше ранг чиновника, тем сложнее ответ для восприятия, хотя он и приятен на слух. Предвидя возмущение читателей, ответил бы по этому поводу так: отдельным гражданам, собственникам жилых помещений, легче позвонить или написать в газету, на телевидение, так сказать, по старой привычке, и ждать, пока средства массовой информации будут за них хлопотать, чем самим разбираться с обслуживающими их управляющими компаниями. К тому же многие вообще не платят за техобслуживание, а потому и не хотят напрямую обращаться к управляющей компании, зная заранее ответ: «Когда начнете платить, тогда и сделаем».
К сожалению, страдает, в том числе, и та часть населения, которая исправно платит. Есть вопросы, по которым действительно требуется помощь властей, однако, сейчас – не об этом. Речь о жильцах, направляющих жалобы во все инстанции, в том числе и в адрес Президента РФ, вместо того, чтобы взять соседа, спуститься вместе в подвал и заменить прокладку вентиля и устранить, к примеру, утечку воды.
Пишут депутатам – это модно. Те связываются с управляющими компаниями, уговаривают их выполнить работу. Также поступают некоторые чиновники, используя личные связи. И народ привык к такому своего рода иждивенчеству. Действительно, зачем жильцам домов заключать договоры с управляющими компаниями и платить деньги, когда и без этого можно чего-то добиться? Например, слезно пожаловаться, лучше коллективно, собрав большое количество подписей...
Невольно создается впечатление, что реформа ЖКХ движется не по закону, а по понятиям. Население сетует на то, что управляющие компании ничего не делают, и потому не платит за техобслуживание, а управляющие компании говорят, что население не платит и им не на что выполнять работы. Вот и все, круг замкнулся. Разорвать его могло бы исполнение сторонами своих прямых обязанностей в соответствии с договорами, отчетами управляющих компаний перед собственниками жилья о балансах поступивших средств и выполненных работах. Увы… И пусть меня простит законопослушный читатель, но есть смутное подозрение, что такое положение вещей устраивает обе стороны. Для одной есть повод не платить за услуги, для другой (из числа недобросовестных управляющих компаний) – ничего не делать, а весь объем оказанных услуг сводить, в основном, к уборке территорий дворов. Оставшейся части средств, видимо, хватает, чтобы содержать самих себя...
Хотите, верьте, хотите, нет, но часть населения не хочет создавать ТСЖ только из-за того, что при этом придется аккуратно платить, ведь сбором денег будет заниматься кто-то из соседей, значит не платить будет неудобно. А ведь хорошо организованное ТСЖ с удачно подобранной командой, пользующейся поддержкой большей части жильцов, когда каждый знает, на что расходуются деньги, на мой взгляд, является лучшим способом управления многоквартирными домами при условии, когда жители непосредственно оплачивают коммунальные услуги, и эта «обуза» не ложится на плечи ТСЖ. Слава Богу, на это есть соответствующий нормативный акт.
21 ноября 2012 г. на прием по личным вопросам в Министерство топлива, энергетики и ЖКХ РСО–А обратились жители дома по ул. Гастелло, 75. Они жаловались на плохое отопление и горячую воду, на изношенные тепловые и водопроводные трубы. Буквально на второй день в этом 24-квартирном трехэтажном доме собралась внушительная комиссия из 7 человек в составе специалистов министерства, предприятия тепловых сетей, управляющей компании, т.е. реакция была незамедлительной. Можете представить, какой поток жалоб пришлось выслушать о том, что в доме никто ничего не делает! Когда же я поинтересовался платой за техобслуживание (а на руках у меня были сведения, подтверждающие, что жильцы практически не платят, и долг по этому небольшому дому накопился в размере 225 тыс. руб.!), вмиг превратился во врага номер один. «Почему не платите?» – задал вопрос. «Потому что ничего не делают, за что платить-то?» – последовал ответ. «Но ведь когда приходите в магазин, вы вначале платите, а только потом получаете товар! На какие средства управляющая компания должна производить работы в вашем доме?» «Не будем платить», – не сдавались жильцы. «Ну, тогда и жалуйтесь на самих себя...».
К чести жильцов, когда страсти улеглись и возобладал холодный рассудок, разговор все-таки вошел в практическое русло. Жильцами предлагались другие варианты управления домом, в том числе ТСЖ в трех таких же домах. Приятно осознавать, что разговор имел практическую пользу.
Власть, реагируя на отдельные жалобы жильцов и силовыми методами заставляя управляющие компании производить работы, в то время, когда население не заключает договор с этой компанией и не платит за техобслуживание, без сомнения оказывает этой части населения «медвежью услугу». Население, надеясь и в следующий раз решить таким же образом свои общедомовые проблемы, привыкает к иждивенческим настроениям, что, в конечном итоге, усугубляет проблему в целом.
Считаю, что вместо обещаний, которые не могут воплотиться в реальность, заявителю лучше дать исчерпывающие разъяснения о его правах и обязанностях. Тогда население не будет питать иллюзии, меньше будет писать жалобы и начнет действовать самостоятельно и сообща, используя свои законные права.
Вот это, на мой взгляд, и есть часть государственной политики в сфере реформирования ЖКХ. Жесткая формулировка? Возможно, но пора об этом начать говорить вслух. Практика эксплуатации многоквартирных домов показывает, что там, где жильцы засучили рукава и сами занимаются своими вопросами, как собственники, проблемы решаются намного эффективнее.
Как тут не вспомнить притчу о немощном старике, который ежедневно ловил рыбу для своих взрослых сыновей, пока ему не посоветовали научить их самим удить рыбу…

начальник отдела коммунального хозяйства Министерства топлива, энергетики и ЖКХ РСО–Алания
В. БЕКУРОВ,

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Alternative flash content

To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.

Покорми рыбок

Погода в регионе

Защита и статистика

Этот сайт защищен «Site Guard»

Яндекс.Метрика

Комментарии