- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 декабря 2018 г. № 51876-ОО/04
- СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЖКХ
- Федеральный закон от 23.11. 2009 № 261-ФЗ
- Письмо Федеральной налоговой службы от 09.08.2010 № ШС-37-3/8663@
- Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 237-ФЗ
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ
Это ВАЖНО: Многие помнят, как сентябре месяце по поручению председателей домовых комитетов мы составили протоколы, где собственникам квартир предлагалось сделать выбор - каким образом оплачивать коммунальные платежи: напрямую предприятиям поставщикам ресурсов (Энергосбыту, Теплосетям, Водоканалу, Горгазу) или покупать эти ресурсы у Управляющей компании. Все дома приняли решение платить напрямую предприятиям-поставщикам, т.к. Управляющая компания была бы лишним посредником. Но давление на ГУК "Управдом" со стороны "Моздокэнергосбыт" продолжается. Со стороны "Энергосбыта" дано представление в Прокуратуру о принуждении нас заключить с "Энергосбытом" договор о покупке электроэнергии и последующей ее перепродаже жильцам. Надеемся, что Моздокская прокуратура не станет делать преждевременные выводы, а подождет до принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг и учтет желание собственников квартир платить поставщикам коммунальных ресурсов напрямую. Предлагаем Вашему вниманию статью в Журнале "Управление многоквартирным домом" № 9 • 2009, посвященную этому вопросу.
Журнал "Управление многоквартирным домом" № 9 • 2009
раздел ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОММЕНТАРИИ
автор статьи Илья Афанасьевич Фельдман, член президиума Некоммерческого партнерства "Управдом", член Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы, кандидат технических наук, профессор, председатель Экспертного совета по методологии бухгалтерского учета в некоммерческих организациях Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
Пора устранить все ошибки
Наконец готовится новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которые до сих пор регулируются действующим постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. Самое время разделаться со всеми грубыми ошибками, присущими данному документу.
Главный концептуальный подход авторов постановления № 307 сводился к тому, чтобы представить, будто ресурсоснабжающие организации сами никаких коммунальных услуг не оказывают, а занимаются лишь продажей так называемых "коммунальных ресурсов". При этом в роли коммунальных ресурсов выступают холодная и горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо. И продают РСО
коммунальные ресурсы тем, кто в постановлении № 307 назван исполнителями коммунальных услуг: управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативам.
Данная концепция не выдерживает никакой критики. В числе главных ошибок постановления № 307 отмечались:
- фиктивность введенного понятия "коммунальные ресурсы";
- путаница в понимании товаров и услуг;
- надуманность концепции "исполнителя" коммунальных услуг.
Напомним вкратце сущность каждой из указанных ошибок.
Коммунальные ресурсы.
Изобретением коммунальных ресурсов авторы постановления № 307 пытались построить непротиворечивую схему оказания коммунальных услуг, в которой управляющая организация, ТСЖ, ЖСК закупают у организаций коммунального комплекса некие коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, сами оказывают собственникам помещений коммунальные услуги. Схема остроумная, но надуманная.
Во-первых, никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал.
Земля - это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). Труд - трудовые ресурсы. Капитал - материальные, Финансовые и информационные ресурсы. А "коммунальные ресурсы" - просто выдумка авторов постановления № 307.
Во-вторых, всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих - на достижение тех или иных общественных благ. Между тем, все то, что разработчиками постановления № 307 названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т. д.), никакого запаса у покупателей не образует, и самое главное -его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется домашними хозяйствами. И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях - вовсе не ресурсы.
В-третьих, если в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений, то согласно п. 7 постановления № 307 в этом случае продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги. Теперь представим, что с какого-то момента в доме образовано ТСЖ. Кто объяснит волшебное превращение коммунальных услуг в коммунальные ресурсы?
Вывод: никаких коммунальных ресурсов не существует, и это понятие должно быть исключено из Правил.
Действительно, в проекте новой редакции Правил больше нет упоминания о коммунальных ресурсах. Это делает честь новому авторскому коллективу, работающему над проектом Правил. Но сказав "а", надо найти еще немного мужества и произнести "б". Ведь если вы отказались от коммунальных ресурсов, то что же продают ресурсоснабжающие организации? В третьей редакции нового проекта Правил читаем:
"Поставщик холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа (поставщик) - тепло-, энерго-, газо-, водоснабжающая организация, т. е. лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее подачу воды, энергии, газа на границу эксплуатационной ответственности;". Получается, что авторы, убрав термин "коммунальные ресурсы", сохранили ошибочную картину взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. Оказывается, что продаются не коммунальные услуги,, а товары - тепло, газ, вода.
Товары или услуги?
В конкретной экономике "товар" и "услуга"- это принципиально различные понятия. Гражданский кодекс РФ четко разделяет понятия "товары" и "услуги" (ст. 1, п. 3; ст. 2 п. 1 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ также вводит для этих понятий совершенно разные определения (ст. 38 НК РФ). Согласно ст. 454, 455, 456 ГК РФ и др. товар - это вещь, которая при купле-продаже переходит от одной стороны в собственность другой стороне. Применительно к услуге это бессмысленно - услуга не является вещью и не может переходить в собственность. Услуги можно только потреблять.
Характерная особенность любой услуги состоит в том, что у нее одновременно осуществляются этапы производства, реализации и потребления (см. п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть услуга потребляется сразу же в процессе (ее выполнения. Кроме того, результат услуги не имеет материального (вещественного) выражения. Товар, наоборот, представляет собой вещь (имущество). Его сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем - потреблен или перепродан другому потребителю. Возможность перепродажи или вообще передачи - это характерный признак товара. Совершенно очевидно, что перепродажа, передача услуги - это бессмыслица. Если не подвергать сомнению тот факт, что коммунальные услуги - это услуги, то вывод может быть только один: в Правилах не должно быть речи о продаже воды, тепла, электричества, газа, а надо говорить о продаже услуг водо-, тепло-, электро-, газоснабжения. Доводы элементарно просты:
- производство -любой коммунальной услуги сопровождается ее одновременным потреблением. Это и определяет ее в качестве услуги, а не товара;
- результат любой коммунальной услуги не имеет материального выражения, следовательно, о товаре не может быть речи;
- используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ - это не товары, т. к. они полностью потребляются одновременно с производством услуг, не переходят от одной стороны в собственность другой стороне и не могут быть переданы (перепроданы) третьей стороне;
- используемые в процессе оказания коммунальных услуг вода, тепло, электричество, газ представляют собой не товары, а неотъемлемые принадлежности (элементы, атрибуты) услуг. Аналогия - бензин, расходуемый при оказании услуги такси.
Вывод. Необходимо внести соответствующие исправления в ст. 3, 5, 7 и др. третьей редакции проекта Правил, где говорится о поставках и поставщиках воды, тепла, электричества, газа. Надо дать иное определение воды, тепла, электричества, газа как неотъемлемых элементов, сопровождающих предоставление коммунальных услуг и используемых для их количественной оценки. Для поставляемых сжиженного бытового газа в баллонах, а также твердого и жидкого топлива следует дать отдельное определение, так как это -случаи поставки именно товаров, а не коммунальных услуг.
О концепции "исполнителя"
К большому сожалению, в новый проект Правил практически без изменения перешла из постановления № 307 концепция "исполнителя" коммунальных услуг. В статье 5 Правил читаем:
"Исполнитель - лицо (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель), осуществляющее предоставление коммунальных услуг".
По сути ничего не изменилось. Раньше УО (ЖСК, ТСЖ) приобретала коммунальные ресурсы и становилась исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, а теперь она приобретает воду, энергию, газ (товары?) и после этого становится тем же исполнителем. Вот, например, выдержки из ст. 7 Правил: "При управлении многоквартирным домом управляющей организацией управляющая организация является исполнителем в отношении коммунальных услуг, перечень которых определен договором управления многоквартирным домом."
"Приобретение воды, энергии, газа, услуг водоотведения управляющей организацией осуществляется на основании договора тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения, водоотведения, по условиям которого управляющая организация действует от своего имени и за свой счет, либо от своего имени и за счет потребителей."
Кстати, почему-то авторы здесь только водоотведение причисляют к услугам и допускают при этом нелепое словосочетание "приобретение услуг" Разве услуги можно приобретать?
Одно из двух. Или уважаемые авторы все еще не согласны, что коммунальные услуги - это услуги, и тогда вся описываемая ими процедура оказания коммунальных услуг перемещается в страну Зазеркалья. Или они наконец-то признают за коммунальными услугами статус обычных услуг со всеми вытекающими последствиями.
А последствия очевидны. Если услуга потребляется в процессе ее производства, то она всегда направлена непосредственно тому, кто ее потребляет. В результате потребления никакого материального (вещественного) результата не остается. Поэтому никаких посредников, закупающих и затем перепродающих услуги, быть не может. Нельзя перепродать стрижку, нельзя перепродать услугу такси, нельзя перепродать результат пользования ванной. А раз не может быть посредников, то приходим к неизбежному выводу, что у услуг производитель и исполнитель - это всегда одно и то же лицо.
Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК сами никаких коммунальных услуг не оказывают. Они лишь обеспечивают надлежащее состояние общего имущества, используемого для оказания коммунальных услуг, заключают договоры на оказание коммунальных услуг в интересах собственников (нанимателей), контролируют их исполнение, а также аккумулируют на своих расчетных счетах коммунальные платежи и осуществляют расчеты с организациями коммунального комплекса.
Коммунальные услуги всегда направлены непосредственно от организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающей организации) к фактическим потребителям, которыми являются лица, пользующиеся помещениями. Поэтому понятие "исполнитель" коммунальных услуг противоречит и теории, и реальной действительности.
Конечно, хотелось бы установить подходящий термин для лица (организации или индивидуального предпринимателя), которое обеспечивает предоставление коммунальных услуг своими действиями, направленными на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но слово "обеспечиватель" в русском языке отсутствует, а чем его заменить, не ясно. Но во всяком случае не словом "исполнитель",
имеющим совершенно иной смысл. Самое простое решение - просто убрать этот лишний термин из текста Правил.
Alternative flash content
To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.
Alternative flash content
To view this Flash you need Javascript on your browser and updated version of flash player.